Ликвидация компании

Процедура ликвидации юридического лица

Likvidatsiya OOO Опираясь на ГК Российской Федерации, процедура ликвидации подразумевает полную остановку любой деятельности (экономической, хозяйственной и др.) официально зарегистрированной организации. Законодательная база регламентирует следующие моменты:

  • Кто и при каких обстоятельствах инициировал решение о закрытие организации;
  • Перечень сведений, которые должны отображаться в ликвидационном балансе;
  • Как необходимо провести уведомление контролирующих органов;
  • Перечень необходимой для ликвидации документации;
  • Перечень полномочий комиссии по закрытию организации, а также порядок ее утверждения;
  • Полный перечень оснований, для процедуры ликвидации;
  • Составление ликвидационного баланса;
  • Публикация в средствах массовой информации о прекращении деятельности юридического лица;
  • Перечень утвержденных действий по внесению информации в ЕРГЮЛ.

При инициировании процедуры ликвидации, вариант правопреемственности обязательств и прав не предусматривается (согласно ст61 ГК РФ). Гражданский кодекс, а также Федеральный закон №129 в полной мере описывают процедуру, а также регламентируют законодательно установленный порядок действий в данной ситуации. Результатом данной процедуры является исключение компании из единого официального реестра. Данная процедура достаточно длительная, подразумевает большой объем работы. В зависимости от этого, сроки прохождения ликвидации могут варьироваться от 14 дней до полутора лет.

Виды ликвидации

В зависимости от причины и инициатора прекращения деятельности компании можно выделить следующие виды ликвидации:

  1. Самоликвидация – инициируется самим юридическим лицом. Причинами самоликвидации могут выступать любые мотивы: от утраты интереса к деятельности до достижения конечной цели.
  2. Принудительная – осуществляется на основании судебного решения. Здесь причина не может носить личностный характер, а должна быть веской и обоснованной.
  3. Альтернативная/реорганизация – подразумевает процедуру правопреемственности. В этой ситуации происходит смена владельца или слияние/поглощение другой организацией. Весь перечень обязательств, которые не были выполнены, переходит к новому владельцу.

При прекращении деятельности по решению суда необходимо наличие веских причин. К ним могут относиться:

  • Некоммерческая организация нарушает цели создания;
  • Деятельность юридического лица противоречит законодательной базе Российской Федерации;
  • Отсутствие разрешение на лицензируемую деятельность;
  • В процессе регистрации компании в состав учредителей был внесен умерший человек или другие нарушении на этапе регистрации;
  • Ведение «черной» бухгалтерии; утаивание доходов;
  • Причастность организации к наркоторговле.

Увольнение сотрудников при ликвидации компании

Данная процедура подразумевает увольнение всего штата сотрудников компании, в том числе инвалидов, беременных женщин, а также тех, кто находится в декретном или ежегодном отпуске. Обязательным условием является уведомление в письменном виде каждого работника о сокращении не менее чем за 2 месяца до указанной даты. Это относится также и к рабочим по совместительству.

После увольнения работник имеет право на выплату компенсации за неиспользованный отпуск, а также выходное пособие. До момента увольнения каждому из работников должны начисляться оклад и все стандартные надбавки. Расчет с рабочими должен проходить в последний рабочий день.

Ликвидация организации – кем принимается решение

Лица, которые могут принять решение и инициировать закрытие организации:

  • Руководитель организации (в случае единоличного владения активами)
  • Совет директоров компании по итогам голосования (для инициации закрытия компании необходимо наличие не менее ¾ голосов);
  • Внешние лица;
  • Арбитражный суд.

Закрытие компании по решению Арбитража может произойти по инициативе заявительного письма от третьего лица (прокуратура, налоговый орган, любой из кредиторов и др.). Процедура принятия рения о закрытии компании должна быть прописана в уставе компании, а также другой внутренней документации. На основании данных правил может проходить добровольное прекращение деятельности юрлица по инициативе владельцев активов. Одним из обязательных пунктов, прописанных в параграфе о ликвидации, является указание компетентного в данном вопросе субъекта.

В случае, когда прекращение деятельности юрлица является вынужденной мерой из-за неспособности исполнения финансовых обязательств, решение может приниматься руководителем без согласия всех участников компании. В любом случае, необходимо оповестить Арбитражный суд о подобном решении посредствам письменного заявления.

Сама процедура прекращения деятельности любой компании или корпорации является длительным процессом, который происходит в несколько этапов.

Шаг первый. Принятие решения и созыв специальной комиссии по ликвидации

Принятие данного решения о дальнейшей судьбе организации должно проходить, опираясь на букву закона. Это также касается наличия официального протокола с итогами собрания совета учредителей или инициативы единственного владельца активами. После подписания данного документа менять и вносить коррективы, дополнения во внутреннюю документацию и устав учреждения запрещено. Далее необходимо выполнить следующие действия:

  1. В течение трех дней после подписания данного документа необходимо уведомить об этом налоговую службу во избежание наложения штрафных санкций.
  2. Сформировать комиссию по вопросам прекращения деятельности организации. Обычно, ее членами является юрист, бухгалтер, руководящее лицо и члены совета учредителей. Заявление о сформированной комиссии также подается в налоговый орган на утверждение.

После утверждения документации Федеральная налоговая служба выдает документ — свидетельство о текущем статусе компании. Факт деятельности ликвидационного комитета фиксируется в Едином Государственном реестре юридических лиц. Уведомление о процессе всех внебюджетных организаций является функцией ФСС, в том числе и пенсионного фонда.

Завершается первый этап уведомлением банка о прекращении экономической деятельности учреждения и составе действующей комиссии. Это предполагает проведение переоформления подписи в банковской карте. С этого периода ответственным и инициатором любых финансовых операций может выступать исключительно председатель комиссии.

Шаг второй. Публикация о закрытии компании

Публикация о ликвидации компании на соответствующем ресурсе является обязательной процедурой, прописанной на законодательном уровне. Это делается оповещения всех кредиторов, чтобы они могли предъявить к компании-должнику финансовую претензию и получить необходимые выплаты. Публикация является платной услугой, а ожидание может занимать до 8 недель.

Текст опубликованной статьи должен содержать следующее:

  1. Полное наименование и юридический адрес закрываемого учреждения;
  2. Инн;
  3. На основании чего было принято решение о полной остановке деятельности организации (номер и дата документа);
  4. КПП и ОГРН;
  5. Сроки, адрес и порядок приема требований от реальных кредиторов для внесения их в список на выплату.

Шаг третий. Оповещение сотрудников учреждения и центра занятости

Ликвидация любой организации предполагает сокращение всех ее сотрудников. В том числе и находящихся в оплачиваемом ежегодном, бесплатном или декретном отпуске, рабочим по совместительству, беременных и инвалидов. Согласно законодательным нормам, уведомить о предстоящем увольнении необходимо всех работников не менее чем за два месяца до расчетной даты. До этого периода необходимо произвести выплаты всем сотрудникам включая пособия.

При ликвидации крупной организации, подразумевающую массовое сокращение, сотрудники аппарата управления компании готовят полный пакет документов во все отчетные инстанции. В обязательном порядке уведомляется центр занятости. Вместе с сопроводительным письмом формируется список сотрудников, которые попадают под увольнение, со всеми информационными данными об их стаже работы, квалификационных характеристик, профессиональных навыках, опыте работы и наличии образования.

Официальному уведомлению в обязательном порядке предшествует полный расчет с сотрудниками, и погашение всех финансовых обязательств.

Шаг четвертый. Обязательное уведомление кредиторов

Публикация в официальных изданиях, относительно процедуры ликвидации, не снимает с руководства обязательств по личному уведомлению каждого участника финансовых договоренностей. Эта процедура должна быть оформлена письменно, с обязательной регистрацией исходящей корреспонденции.

Шаг пятый. Проверки налоговых и проверяющих государственных органов

Юридическое лицо, предполагающее проводить процедуру закрытия, уведомляет налоговые органы для обязательного проведения плановых или внеплановых проверок. Базой проверяемых данной считаются последние три года. Все первичные данные должны соответствовать отчетам, предоставляемым в течение отчетных периодов. Представители налоговой проводят выездную проверку, с возможными дополнительными камеральными, запросами на дополнительные сведения и первичную документацию. Время проверки варьирует от 2 до 3 месяцев.

При выявлении любого размера недостач и неверно рассчитанных сумм, представители компании-должника могут быть привлечены к административной ответственности и обязать выплатить не только имеющиеся долговые обязательства, но и штрафные санкции, пени и пошлины в полном объеме. Перечислить эти суммы необходимо в бюджет через кассу в отделении банка или воспользовавшись интернет-кошельком, и предоставить уполномоченному лицу платежные поручения или квитанции об уплате.

Поскольку, проверка занимает длительное время, представители госструктур рекомендуют не закрывать предприятие и работать с нулевыми балансами.

Шаг шестой. Промежуточный баланс

Перед его составление ликвидационная комиссии проводит полный финансовый мониторинг на выявление дебиторской задолженности, подкалывает эти суммы инвентаризационными описями и актами о сверке расчетов, в которых суммы отображаются.

Комиссия наделена правом проводить досудебное урегулирование споров, судебные и претензионные вопросы в письменном виде. Этот процесс работы позволяет выявить свободные активы для погашения образовавшихся задолженностей по обязательствам.

К ликвидационному балансу не предъявляются особых требований. Он включает в себя данные об активах компании, требования по возвращению кредитов, результаты общей договоренности. Утверждают баланс учредители компании.

По составлению промежуточного баланса, он передается в регистрационный государственный орган, где ставится отметка о его получении.

Шаг седьмой. Погашение кредиторских обязательств

Bar chart business growthПервостепенными к выплате считаются погашения морально вреда, затем погашаются долговые обязательства по выплате заработной платы и налоговых перечислений. После обязательных выплат, проводится полный расчет с кредиторами.

В случае, когда на счетах компании средств, для выплат, не достаточно, комиссии рассматривает вариант торгов активов, которые компенсируют задолженность в финансовом эквиваленте.

Если финансовые долги не покрыты, даже за счет продажи активов, комиссия инициирует передачу дела в суд о признании таковой банкротом.

Шаг восьмой. Ликвидационный баланс

После полного погашения финансовых обязательств, должен быть составлен ликвидационный баланс. Он имеет специально утвержденную форму и составляется в рамках действующего законодательства (№1 ОКУД). Налоговые представители согласовывают и проверяют данные, приведенные в колонках баланса, и только тогда, компания исключается из единого реестра.

Реорганизация как форма ликвидации учреждения

Реорганизация представляет собой процедуру изменения организационного устройства предприятия. При этом юридическое лицо сохраняет активы, имущество и производственный потенциал. Данный процесс объединяет в себе одновременно несколько составляющих: прекращение деятельности одной организации и возникновение новой. При проведении стандартной процедуры закрытия имущество компании может разделяться между его учредителями.

Основное отличие реорганизации от полного прекращения функционирования предприятия является тот момент, при котором сохраняется имущество, активы и производственный потенциал. Все это, включая права и обязанности юрлица, переходят правоприемнику.

Преимущества и минусы реорганизации

Как и любой процесс, реорганизация обладает положительными и негативными сторонами. К таким недостаткам относится:

  • Переход всех обязательств к новому владельцу активами, включая долговые обязательства;
  • Необходима публикация в соответствующем издании (услуга платная).

Положительные аспекты процедуры:

  • Отсутствие налоговой проверки;
  • Срок прохождения процедуры в среднем занимает 3-4 месяца;
  • Процедура не может быть оспорена;
  • Может проводиться при любом размере задолженностей.

Существует также разделение данной процедуры на определенные виды, прописанные в законодательном документе:

  • Разделение – предполагает разделение большой компании на несколько более мелких, с сохранением учредителя или совета директоров;
  • Выделение – своего рода сокращение предприятия (происходит уменьшение его имущественного баланса);
  • Преобразование – подразумевает изменение организационно-правовой формы юридического лица;
  • Присоединение – происходит путем присоединения к нему нескольких компаний, итогом которого стала утрата признаков самостоятельности;
  • Слияние – компания становится частью сторонней крупной организации, утрачивая самостоятельность.

Банкротство как способ ликвидации

Этот способ используется в случаях, когда организация имеет большие задолженности без возможности погашения в совокупности с риском привлечения к субсидиарной ответственности. Процедура разработана с целью защитить права и интересы кредиторов в случае неплатежеспособности учреждения.

В ситуации, когда на недвижимое имущество компании-должника произведен арест, залоговым обеспечением выступала недвижимость, в совокупности с долгами перед налоговой службой, банкротство является обязательным и единственным законным выходом.

Банкротство компании-должника может быть инициировано исключительно по решению судебного разбирательства. В данной ситуации происходит опись всего недвижимого имущества юридического лица и его реализуют на торгах. Вырученные средства с продажи активов идут на оплату издержек и выплату кредитов. После завершения торгов и покрытия долгов (даже частичное) с юридического лица снимают все долговые обязательства, даже если вырученных на аукционе средств не хватило на полное погашение задолженности перед всеми кредиторами.