Оценка при банкротстве

Согласно статье 130 ФЗ «О банкротстве», а также согласно закону 127 предусмотрена помощь оценщика, направленная на проведение оценки полной себестоимости имущества, реализуемого для банкротства компании и его целей.

Функции оценщика при проведении банкротства компании

Арбитражные управляющие могут подвергать самостоятельной оценке баланс, объекты и другие предметы, но только в тех случаях, если их стоимость не превышает отметки в 100 тысяч рублей. Для того, чтобы оценивать и назначать стоимость для других объектов и предметов, необходимо привлекать к помощи оценщика.

Оценщик крайне важен для управляющего, ведь именно он выполняет две функции:

  1. Привлекается при оспаривании сделок;
  2. Определяет оптимальное/рекомендуемое знание начальной стоимости продажи предметов бизнеса.

В таком процессе, как оценка имущества и предметов при банкротстве, оценщик очень важен для арбитражного управляющего, ведь только оценщик сможет опровергнуть или оспорить каждую из проводимых сделок, которые были совершены за три года до даты банкротства организации. Другими словами, он может опровергнуть любую подходящую и подходящую для оспаривания сделку в рамках сроков исковой давности.

В качестве примера: К примеру, объект или несколько объектов недвижимости реализованы по низкой стоимости. Рыночная стоимости объекта составляет 10 миллионов, а продали его за один миллион. Такую продажу необходимо в обязательном порядке доказать. В таком, как и в других похожих случаях, привлекает оценщик. Он может компетентно доказать возможность некорректного, нелогичного и неправильного определения конечной стоимости. После этого за ним закрепляется проведение независимой экспертизу суда. В таком случае итоговые результаты будут являться одним из компонентов для основы признания сделок с этими объектами недействительными.

Важно: Итоговые результаты оценок при определении банкротства, получение в процессе работы одного или нескольких экспертов, отличаются некоторыми определенными диапазонами.

На данный момент для определенных объектов недвижимого имущества существует суждение о рыночной стоимости объектов. Точнее, есть суждение о диапазонах, в рамках которых эта стоимость может быть. Судьи в большинстве случаев ориентируются на пределы 15-20 процентов к плюсу или минусу. В рамках таких диапазонов стоимость официально является рыночной. Такие диапазоны взяты из Налогового Кодекса России (статья 40).

Рыночная стоимость при проведении процедуры банкротства

Любой квалифицированный оценщик обязан учитывать все существующие факторы обязанности и/или вынужденности продажи в рамках проведения конкурсного производства. Это происходит в процессе определения рыночной стоимости имеющегося имущества, которое входит в конкурсную массу. Рыночная стоимость – это та категория оценок, которая определена 3 статьей закона об оценках.

В этой статье четко прописан один важный момент: под рыночной стоимостью определяется максимально вероятная стоимость реализации, но лишь при отсутствии влияния различных чрезвычайных или непрогнозируемых обстоятельств. К таким обстоятельствам можно отмести вынужденность продаж.

Методика ликвидационной стоимости

Методика оценивания ликвидационной стоимости используется в некоторых определенных случаях, при которых:

  1. Предприятие является банкротом или же существуют серьезные сомнения насчет ее статуса и вероятности быть банкротом;
  2. Стоимость предприятия в процессе ликвидности будет намного выше, нежели стоимость компании при продолжении ее деятельности.

Ликвидационная стоимость предприятия – это та стоимость, которую собственник этого предприятия получает в процессе ликвидации компании или при раздельной продаже активов.

Ликвидационная стоимость

Ликвидационная стоимость касается тех моментов, когда речь идет о сильно ограниченных сроках экспозиции. В таких случаях предусматривается продажа лишь по рыночной стоимости, которая признается на конкретный день определения цены.

Организация и проведение торгов отнимает очень много времени. По этой причине чаще всего рыночная стоимость, которую изначально определил оценщик, не относится к цене реализации.

Цена реализации объектов имущества и недвижимости определяется во время торгов, причем для арбитражного управляющего нет никаких ограничений по срокам экспозиции. Процессы конкурсного производства, равно как и другие процессы, можно продлевать.

Особенности и параметры оценки бизнеса

Оценивание бизнеса и его стоимости, а также оценивание действующего на данный момент предприятия – это направление оценочной деятельности.

У этой деятельности есть правовая основа, регламентируемая законом России «Об оценочной деятельности». Это закон под номером 1365. Согласно закону о банкротстве под номером 127, а также статье 130 предполагается, что при проведении конкурсного производства управляющий проводит подробную оценку имущества компании-должника.

Для того, чтобы провести подробную инвентаризацию, управляющему необходимо привлечь к работе независимых оценщиков, а также любых других квалифицированных специалистов. Оплата их услуг проводится за счет имеющегося у должника имущества. Такая оплата возможна в том случае, если не был установлен никакой другой источник.

В тех случаях, когда имущество должника находится как в государственной, так и в муниципальной собственности на более чем 25 процентов акций, его необходимо оценивать только независимыми оценщиками. После завершения оценки оценщику необходимо предоставить заключение контрольного финансового госоргана.

Предметы оценок можно понимать двояко:

  1. Оценка организации как оценка всего имущества;
  2. Оценка существующего на данный момент предприятия в качестве совокупности бизнес-линий.

Обе альтернативы взаимно дополняют друг друга, поэтому существует два различных направления в процедуре оценки:

  1. Оценка предприятия, основанная на оценке всех имеющихся активов;
  2. Оценка бизнес-стратегии и всего бизнеса оцениваемой организации в виде совокупности существующих технологий, а также собственности или других предметов и объектов, так или иначе связанных с компанией и ее бизнесом.

Важность и отличительные моменты сравнительного подхода при оценке бизнеса

Ключевая особенность и важность такого подхода для оценки действительной стоимости бизнеса на предприятии — это ориентация конечной величины себестоимости. Также к ними относится ориентация на цены процессов по купле/продаже тех акций компании, которые похожим или аналогичным организациям, или на достигнутые  результаты.

Отдельное внимание уделяется таким моментам, как:

  1. Теоретическое обоснование сравнительного подхода, а также сфера его использования, особенности используемых методик;
  2. Критерии отбора похожих/сходных организаций;
  3. Характеристика самых важных ценовых мультипликаторов, а также специфика использования при формировании оценочной практики;
  4. Основные этапы создания конечной величины стоимости.

Суть сравнительных подходов, применяемых для определения стоимости компании, заключена в том, что выбирается одно или несколько недавно проданных предприятий, аналогичных оцениваемому. После этого проводится расчет соотношения между продажей и финансовыми показателями на предприятии-аналоге. Такое соотношение является мультипликатором. Произведение двух показателей, а именно величины мультипликатора и показателя финансовой оценке организации — это стоимость оцениваемой организации.

Характеристики и параметры сравнительного подхода при оценке компании и бизнеса

Суммарная оценка базируется на применении трех подходов. Это сравнительный подход, доходный подход и подход затратный.

У каждого из подходов есть свои особенны приемы и методики. Также каждый подход требует выполнение определенных условий и наличия факторов. Информация, которая используется в различных подходах, отражает как положения компании, так и ее достижения или доходы. Поэтому результаты, которые были получены на основе одного из нескольких подходов – наиболее объективные и обоснованные.

Теоретической основой используемого сравнительного подхода являются некоторые из положений:

  1. Оценщик применяет для ориентира только реально существующие и сформированные рынками цены на определенные акции и предприятия;
  2. Сравнительный подход ориентирован на принципах использования альтернативных инвестиций. Любой инвестор, который вкладывает личные денежные средства в акции, покупает для себя доход в будущем. Технологические, производственные и любые другие особенности бизнеса интересуют любую инвестора лишь для получения доходов;
  3. Стоимость предприятия отражается ее как производственные, так и финансовые возможности, а также положение компании на рынке и перспективы ее развития. Из этого следует, что у других, аналогичных компании должны совпадать соотношения между важными параметрами (дивидендные выплаты, прибыль, объемы реализаций) и ценой;

Отличительная черта всех перечисленных выше финансовых параметров – это их определяющая роль при формировании дохода, которое получает инвестор.

Основное преимущество сравнительного подхода – это то, что любой квалифицированный компетентный оценщик ориентируется только на фактическую стоимость купли-продажи любых других аналогичных компаний. В таком случае стоимость определяется существующим рынком, ведь оценщик ограничивается лишь теми корректировками, которые обеспечивают сопоставимость оцениваемых объектов с аналогами.

Этапы процедуры оценки компании

  1. Сбор всех необходимых информационных данных;
  2. Сопоставление существующих аналогичных предприятий;
  3. Анализ финансового состояния;
  4. Расчет используемых и полученных оценочных мультипликаторов;
  5. Выбор определенной величины и других параметров мультипликатора;
  6. Определение конечной величины стоимости;
  7. Внесение последних корректировок.

Формирование конечной величины стоимости

Процедуру формирования конечной величины стоимости можно разделить на три главных этапа:

  1. Определение настоящей величины используемого мультипликатора;
  2. Взвешивание всех проводимых результатов;
  3. Внесение конечных корректировок.

Определение мультипликатора, а также его величины – это сложный этап, который требует тщательного обоснования, отмеченного в отчете. Так как не существует идентичных друг другу компаний, диапазон мультипликатора по нескольким аналогичным организациям в определенных случаях бывает достаточно, несоизмеримо широк.

Аналитик и оценщик отсекает любые экстремальные величины, рассчитывая усредненное значение мультипликаторов по группам аналогов.

Конечная величина стоимости, которая была получения после использования мультипликатора, корректируется по конкретным обстоятельствам, самыми часто встречающимися являются некоторые из этих поставок:

Сравнительный подход

Сравнительный подход – это один из тройки основных подходов, которые используются при проведении оценочной практики. Оценщик применяет в роли ориентира существующие на самом деле цены сходных предприятий (акций). Важное условие использование сравнительного подхода – наличие хорошо развитого фондового рынка.

Сравнительный подход включает в себя три методики, применяемые в различных случаях, зависимых от целей, объектов оценки и иточников информационных данных:

  1. Методика сделок;
  2. Методика коэффициентов отраслей;
  3. Методика рынка капиталов.

При определении расчета стоимости капитала организации используется методика ценовых мультипликаторов, когда цена сравнивается с несколькими важными финансовыми показателями, такими как:

  1. Прибыль компании;
  2. Дивиденды компании;
  3. Движение и потоки финансовых средств;
  4. Выручка от любых реализованных объектов и предметов;
  5. Балансовая стоимость.

Лишь правильная оценка и обращение за квалифицированной помощью к эксперту поможет максимально выгодного продать бизнес. Кроме того, помощь эксперта-оценщика поможет избежать каких-либо возможных нежелательных потерь.