Взаимодействие заемщика и коллекторов

Общаемся с коллекторами!

koleltorБольшинство российских граждан сталкивались с кредитом хотя бы раз. Некоторым не удавалось справиться с кредитной нагрузкой. Долги банку всегда растут как «снежный ком» – не успеешь опомниться, и ты уже ждешь в гости коллекторов. Особенно быстро они появляются, если долг образовался по займу МФО. Казалось бы, закон оградил граждан от их беззакония, но кое-где отдельные коллекторы все еще играют в «90-е». Что делать, если и вас замучили не надоедливыми звонками с требованиями погасить долг, а с реальными угрозами или даже конкретными противоправными действиями?

Караул, полиция!!!

Еще год назад в июле 2016 года вступил в силу Закон №230«О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений». В нем называется новый уполномоченный орган для решения проблем с коллекторами. Если раньше гражданин, не задумываясь, мог бежать в полицию или прокуратуру, то теперь вопросом «домогательства» коллекторов занимается служба судебных приставов.

Конечно, если вы имеете доказательства того, что к вам применялась сила, давление, угрозы, то можно обратиться и в правоохранительные органы.

Федеральная Служба судебных приставов (ФССП) уполномочена запрашивать информацию о фирме, приславшей к обратившемуся лицу коллекторов, направлять требования о ликвидации нарушений, исключать подобные компании из государственного реестра, то есть фактически инициировать закрытие фирмы, занимающейся возвратом просроченных задолженностей.

Пишем жалобу

Чтобы приставы могли начать действовать, необходимо написать жалобу. Формально она должна соответствовать требованиям Закона №59 от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Гражданин, оформляя жалобу, обязан:

  • написать название учреждения, в которое он обращается с жалобой;
  • указать свое ФИО, обратный адрес, контактные данные;
  • описать проблему в свободной форме, указав, к каким лицам имеет претензии, название их организации, должности и т.п.;
  • приложить документальное подтверждение описанных фактов по возможности, данных о просроченной задолженностей.

В ФССП принимая жалобу, ее должны зарегистрировать, рассмотреть в течение месяца. Если вопрос осложнен необходимостью проведения проверки по жалобе коллекторской фирмы, то срок может быть продлен дополнительно еще на один месяц.

Что обязан сделать пристав?

Служба ФССП обязана:

  • проводить проверки по полученным жалобам, в соответствии с законодательством РФ, не нарушая прав юрлиц, в отношении которых она проводится;
  • не создавать препятствия участию присутствию юридических представителей компании и иных уполномоченных должностных лиц, которые имеют отношение к предмету проводимого разбирательства;
  • вносить данные по проведенным мероприятиям в специальный реестр;
  • инициировать и реализовывать меры по результатам проведенных проверок с учетом серьезности выявленных нарушений;
  • не препятствовать попыткам юридических лиц доказывать свою непричастность или невиновность, обжалованию вынесенных решений строго в установленном законом порядке;
  • не нарушать сроки проведения мероприятий по проверке юрлиц осуществляющих работу по возврату долговых сумм по кредитным обязательствам;
  • не истребовать документы, которые не имеют отношения к проводимым мероприятиям;
  • сохранять коммерческие тайны, с которыми они могут ознакомиться вследствие проводимых мероприятий.

Ответственность коллекторов

При обнаружении службой приставов нарушений прав гражданина, имеющего задолженность на руководителей, исполнителей или владельцев коллекторской фирмы, в зависимости от конкретной ситуации может быть наложен административный штраф или приняты другие меры воздействия, предусмотренные законом за административные нарушения, в соответствии со ст. 145 КоАПРФ. Для исполнителей штраф может достигать 10 тыс. рублей, для руководителей до 20 тысяч рублей. На юридическое лицо может быть наложен штраф до 100 тысяч рублей. Итогом проведенных мероприятий при обнаружении административных нарушений становится документ – предписание. По нему проверяемое юрлицо должно устранить нарушения или оспорить решение пристава в установленные сроки. Самый неблагоприятный для коллекторов вариант – принудительное прекращение деятельности компании. Оспаривается любое решение не позднее 3-хмесячного срока с момента передачи предписания. На данный момент в государственном реестре зарегистрированы 82 официально действующих коллекторских агентства. Каждое зарегистрированное юридическое лицо должно иметь государственное свидетельство на право заниматься подобной деятельностью. А все остальные фирмы – это нелегальная самодеятельность, за которую легко попасть под уголовную ответственность.