Банкротство аэропорта (аэродрома)

Банкротство аэропорта (аэродрома) — Что делать и кто может оказать эту услугу?

bankrotstvo aeroportaКоммерческая и иная деятельность аэропорта, аэродрома, посадочной площадки может привести к образованию задолженности. В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» данный хозяйственный объект может подлежать процедуре банкротства. Рассмотрим необходимость это процесса подробнее…

Справка! Лимит задолженности юридического лица должен превысить 300 тысяч рублей или образовавшийся долг не выплачивается более 3 месяцев.

При всех своих технических особенностях аэропорт является, как правило, социально значимым объектом и зачастую является единственным в данной местности. Поэтому важным условием процедуры является отличия и виды владельцев предприятия, об этом пойдет речь в конце статьи, не пропустите.

Кому банкротство аэродрома может быть выгодно и его возможные цели

Инициатором может стать собственник объекта. В этом случае он может руководствоваться следующими целями:

  • Необходимо время на финансовый анализ ситуации и определение путей выхода из кризиса.
  • Ликвидация юридического лица с распродажей активов и выводом своей оставшейся доли.
  • Остановка начисления штрафов и пени.
  • Давление на кредиторов с целью реструктуризации и улучшение условий выплат.
  • Преднамеренное или фиктивное банкротство. Уголовно наказуемое деяние, подлежит доказыванию в ходе следствия и суда — со стороны следственных органов и прокуратуры.

С кредиторами всё относительно ясно их цель вернуть свои деньги. Однако и тут не всё так просто:

  • Необходимость введения обеспечительных мер, чтобы имеющееся имущество не было распродано.
  • Провести независимый аудит с целью определения стоимости активов.
  • Установить справедливую очередность выплат.
  • С помощью арбитражного управляющего и совместно с владельцами восстановить деятельность аэропорта таким образом, что он вернет способность к погашению долгов.

В качестве третьей стороны, а также инициатором может стать государство или его субъект, муниципальное образование. Действуют они через Федеральную налоговую службу или самостоятельно. Целью является выплата всех кредитов, налогов и штрафов в бюджет.

Борьба за управляющего аэропортом в банкротстве

bankrotstvo aerodromaЗакон требует, чтобы Арбитражный управляющий (АУ), на разных этапах процесса банкротства он называется по-разному, был назначен из числа членов саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО АУ). Назначает его суд, но по представлению заинтересованных сторон. Судебная практика показывает, что обычно он назначается по ходатайству истца, другая сторона процесса просто не успевает подготовиться должным образом.

Если стороны не представляют конкретных кандидатур, то это делает суд из числа членов СРО, по запросу списков его членов. Неэффективный или действующий только в интересах одной стороны АУ может быть сменен на следующем этапе процесса.

Исходя из этого, выбор нужного управляющего является залогом успешности всех поставленных сторонами целей. Сами СРО АУ никакой информации об эффективности своих АУ не предоставляют никому, даже суду. Наша организация ведет собственный учет успешных управляющих и готова предоставить его своим клиентам, для наилучшего выбора кандидатуры.

Этапы банкротства аэропортов

Этапы обязательно пройти все, поочередно один за другим. Исключением из этого правила является только безусловное заявление собственника суду о желании прекратить свою деятельность, тогда суд сразу вправе назначить последнюю стадию. Вот эти этапы:

  1. Наблюдение. Вводятся обеспечительные меры. Назначается временный управляющий, он занимается сбором данных о финансовой деятельности и активах. Реальное руководство деятельностью аэропорта находится в руках собственников. Длится до 7 месяцев.
  2. Финансовое оздоровление. Судом устанавливается график погашения задолженности. АУ называется «Административным». Общее руководство по-прежнему в руках собственников, но административный управляющий осуществляет контроль за соблюдением графика выплаты долгов. Этап продолжается до 2 лет.
  3. Внешнее руководство. Управление переходит полностью в руки внешнего управляющего, он руководит всеми финансами, активами, услугами, эксплуатацией авиатранспорта организации. Цель управляющего — спасти предприятие от банкротства, если это не удалось в течение 24 месяцев, то вводится следующий этап.
  4. Ликвидация аэропорта или Конкурсное производство. Конкурсный управляющий распродает на аукционе все имеющиеся активы предприятия, в том числе движимое и недвижимое имущество. Из вырученных средств гасятся долги согласно очередности утвержденной судом и передаются остатки владельцам бывшего имущества.

Процедура банкротства может быть остановлена на первых трех этапах, если финансовое здоровье предприятия улучшилось и долги выплачены. Услуги управляющих оплачиваются из средств должника.

Необходимое пояснение! Сменить АУ можно на любой стадии процесса, даже внутри неё:

  • По заявлению собрания кредиторов. Само собрание — очень важный аспект процедуры несостоятельности, его особенности знают только профессионалы.
  • При выявлении нарушений в его деятельности.
  • В случае нанесения ущерба аэропорту.
  • При невыполнении графика выплат.
  • Другим обоснованным причинам.

Виды активов аэропортов

Активы делятся на:

  • Финансовые: наличность, вклады в банках, акции сторонних компаний, инвестиции, дебиторская задолженность.
  • Недвижимость: земля, аэровокзал, терминалы, склады, кафе, гостиницы, специализированные помещения (диспетчерская вышка, ВПП, мастерские, подземные коммуникации, РЛС и другие), заправочные баки, парковки.
  • Движимое имущество: самолетный и вертолетный парк, специальный автотранспорт (тягачи, трапы, заправщики), обычные автомобили.

Всё это стоит само по себе стоит немалых денег, даже если продавать порознь. Однако, это самый расширенный список, на практике он гораздо короче и беднее.

Особенности национального владения объектами

В совсем еще недавнее время все взлетно-посадочные полосы, аэродромы и аэровокзалы принадлежали государству или по Конституции СССР носителю власти в этой стране — трудовому народу. Отсюда исходят все корни современных проблем этих объектов.

Достаточно вспомнить недавнюю аварийную посадку Ту-134 на заброшенную посадочную полосу в глухой тайге. Кому принадлежала в тот момент полоса? Ответ один — читайте старые Конституции. Правопреемником той ушедшей страны стала Российская Федерация. Позднее правительство РФ делегировало право-пользование части этих объектов субъектам Федерации, местным муниципалитетам в лице районов и городов, они сформировали предприятия владеющие этими комплексами. Но значительную часть государство оставило за собой.

Теперь это аэропорты федерального значения и аэродромы отдельных министерств и ведомств. Часть из них стоит на балансе Министерства обороны, МЧС. Так или иначе, но все они должны числится в Росреестре. По факту неизвестное число аэродромов имевшихся у Советского Союза стоят заброшенными, как это и было в приведенном примере.

Самые востребованные пассажирами аэрокомплексы страны позже были переданы в собственность различным компаниям — полностью или частично. Таким образом, владельцами этих сложных объектов могут быть:

  • Государство — в лице Росимущества или Министерств.
  • Субъекты страны. Области, Края, Республики.
  • Муниципалитеты. Районные и городские.
  • ООО, ЗАО, ОАО, Индивидуальные предприниматели (ИП).

Не стоит удивляться тому ИП может быть владельцем, формально это не запрещено, они могут выкупать и брать в аренду старые полосы по остаточной стоимости или строить новые вертолетные площадки. Субъекты и Муниципалитеты передали объекты в частные руки, но…

Так подробно мы остановились на этом вопросе потому, чтобы было понятно — кому инвесторы вменяют иск о взыскании или банкротстве. Так или иначе, за всеми этими объектами стоит либо федеральная, либо местная власть. Все эти сооружения являются социально значимыми для избирателей: самолеты и вертолеты спасателей где-то приземляются, а для многих далеких поселков это единственно доступные ворота в мир в любое время года. Власть никогда не выпустит эти объекты из поля своего зрения, надзор за ними осуществляется постоянно, независимо от форм собственности.

Однако закона ещё никто не отменял, суд может запретить, например, распродажу имущества по частям, а покупателей не найдется. Тогда власти придется принимать весь объект на свой баланс обратно.

Разобраться со всеми хитросплетениями процесса несостоятельности, а мы затронули далеко не все из них, во всем разобраться смогут только опытные юристы нашей компании.